Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Реализация компетентностного подхода в содержании образовательного процесса в гимназии 157

Рычкова Н.С.  заместитель директора по УВР

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГИМНАЗИИ 157

Тезисы

Для реализации компетентностного подхода в содержании образовательного процесса и в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения и требованиям Единого Государственного Экзамена к выпускным экзаменам по иностранным языкам в средней школе Российской Федерации, а также рекомендациям Совета Европы по содержанию изучения, преподавания и оценке качества владения иностранными языками,  передача знаний и функциональных умений не рассматривается в качестве главной цели. Образование предстает как процесс освоения социального опыта, а также как процесс формирования опыта решения значимых задач.

Идея компетентностного подхода в образовательном пространстве не нова. Первые публикации на эту тему появились лет несколько назад. И уже тогда элементы компетентностного подхода использовались  учителями.

Вопросы компетентностного подхода ставились на педсоветах, заседаниях МО. В методических темах многих учителей идеи компетентностного подхода находит свое отражение.

 

Пришло осознание того, что компетентность отличается от узкопредметного умения тем, что она проявляется при решении задач, новых для ученика, не отработанных на уроках и обнаруживается лишь за пределами ситуаций, в которых она приобретается учеником и контролируется учителем.

 Качества, которые делают человека компетентным, в отличие от качеств которые делают его знающим и умелым, отличаются способностью использовать надпредметные умения, формируемые в процессе обучения.

 Особенностями компетентностного подхода в учебно-практической деятельности являются следующие задачи:

·           Научить как (действовать)

·          Рассматривать каждое явление с разных точек зрения

·          Принимать решения в ситуации разноголосицы мнений

·          Оценивать решения, что помогает извлекать уроки из собственного опыта

·          Делать акцент на гуманитарный смысл задания, на человеческий смысл проблемы

·          Давать задания, носящие межпредметный характер

В результате у учащихся складывается целостная система и на ее основе развиваются способности к адекватному действию.

 Ценность компетентностного подхода в образовании: воспитание человека способного к самообразованию и использованию, полученных знаний для решения важных жизненных проблем.

 

Управленческая деятельность гимназии базируется на слаженной работе администрации, заинтересованности коллектива, взаимоотношениях с учащимися, родителями и общественностью.

 

Принятая гимназией модель предполагает поиск путей, обеспечивающих целостность образовательного процесса, его направленность на социальное развитие учащихся, на гуманизацию и преодоление дезинтеграции учебных знаний.

 

Комплексная программа языкового образования исходит из реально сложившейся ситуации в области углубленного изучения иностранного языка, современных тенденций, новых политических, социально-экономических, культурных реалий.

 

 Усовершенствованная программа предполагает углубленное и интегративное изучение дополнительных образовательных программ, включающих в себя:

·          Изучение  двух иностранных языков   международного общения (английского и немецкого);

·          Интеграция в основной курс гуманитарных и профильно-ориентированных дисциплин на английском языке: «Страноведение», «Туризм и Путешествия», « Деловой английский», «Основы перевода», курс  подготовки  к Международному Кембриджскому   экзамену»;

·          Участие в международных проектах:

v                  Модель Организации Объединенных Наций, включающих участие в международных конференциях в разных городах мира и России.

v                  Проведение международной конференции МООН в Санкт-Петербурге

v                  Участие в  Международных проектах: «Знаешь ли ты Шотландию», «Pushkin Prises»

v                  Участие  в городских конкурсах

v                  Участие во Всероссийских  Олимпиадах: English Bulldog, Олимпус, Альбус и др.

 

·          Использование в учебном процессе УМК  современных отечественных  и зарубежных издательств

·          Использование новых технологий, активных форм и методов, личностно-ориентированного подхода, направленного на гуманитарное и гуманистическое развитие школьника.

·          Использование современных методов контроля в форме тестирования и 100 балльной оценочной шкалой

Основной функцией и назначением  старшей школы является:

·          подготовка выпускников школы к жизни и труду в современном обществе в условиях постоянно меняющегося мира;

·          помощь в самоопределении, в выборе жизненного пути;

·          стимулирование к  продолжению образования и самообразования.

Языковая подготовка  в данной гимназии нацелена на продолжение образования в специализированном вузе, на использовании иностранного языка в различных сферах трудовой деятельности в качестве специалистов среднего звена, на профессиональное использование иностранного языка в различных областях знаний. 

Введение элективных  спецкурсов на фоне углубленного изучения иностранного языка   в старших классах помогает расширить диапазон подготовки выпускников по иностранным языкам, предоставляет старшеклассникам возможность достичь более высокого уровня обученности, помогает формировать иноязычную коммуникативную компетенцию как интегративную цель общения.

 Разви­тие социокультурной компетенции школьников формирует­ся через гуманитарные интегративно-элективные курсы: «Страно­ведение», «Литература», «Первый сертификат» и профес­сионально-ориентированные: «Туризм и путешествия», «Деловой английский язык»

Программа по этим курсам предполагает модульное по­строение, что позволяет связать уровни владения языком с возрастными особенностями школьников:

9- классы – Intermediate, 

10- классы - Upper Intermediate,

11- классы- Advanced.

При работе  над элективными и профильными курсами

·          широко используется продуктивная деятельность (проект, реферат и др.), позволяющая включить основные виды иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности:  учебно-исследовательскую, эстетическую, творческую

·        используется профессионально-ориентированное общение в рамках наиболее распространенных ситуациях общения;

·        увеличивается продуктивный языковой материал;

·        углубляются и систематизируются лингвистические, страноведческие литературоведческие и другие знания;

·        расширяется диапазон фоновых знаний в том числе о различных сферах профессиональной деятельности и социально-личностных качествах людей различных профессий;

·        развиваются и совершенствуются все виды речевой деятельности в том числе умения ориентироваться в повседневном языковом окружении.

·        Решаются задачи: учебно-организационные (умение организовать свою деятельность, работать в разных режимах, взаимодействовать, сотрудничать)

Учебно-интеллектуальные (умения сравнивать, обобщать, классифицировать)

Учебно-информационные (умение работать с источниками информации)

 

Компетентностный подход реализуется в деятельности центров внеклассной работы. В частности, международного проекта Модель ООН и музея гимназии. Существование этого проекта как формы внеклассной работы позволяет преодолеть узость предметных рамок, а его учебное содержание – органично интегрировать знания из различных областей, изучающих природу, общество и человека. Роль дипломата предполагает умение ориентироваться в вопросах политики, экологии и экономики, знание парламентской процедуры, владение английским языком  для поиска путей решения. Этот поиск  осуществляется в ситуациях, которые не прогнозировались заранее, а возникали спонтанно.  Программа Модель ООН  направлена на формирование целостной картины мира, развитие навыков общения и сотрудничества на межкультурной основе.

 

В музее гимназии ученики получают возможность применять те знания, которые были получены в учебной деятельности. Музей гимназии - это не просто место, где хранятся экспонаты, это важнейший центр воспитательной работы. Работа музея гимназии предполагает обучение экскурсоводов и проведение экскурсий на русском, английском и немецком языках, организацию встреч с выпускниками прошлых лет, поездки по местам, связанными с историей школы и ее воспитанников, проведение праздников и краеведческих игр, исследовательскую работу.

 

Необходимо отметить, что в нашей гимназии сложилась целостная система обучения английскому языку с реализацией компетентностного подхода, помогающая обеспечить профильность обучения, интеграцию учебной  и внеклассной деятельности.  Нам представляется, что применение поисковых методик преподавания,  диалоговый характер обучения, преодоление дезинтеграции учебных предметов    является путем совершенствования компетентностного подхода и помогает  активизировать творческий потенциал учителей, что в целом помогло поднять мотивацию на качественно новый уровень и значительно повысить эффективность учебного процесса.


 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: MB (06.11.2012)
Просмотров: 444 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: